Это - я
sekorp@mail.ru

 

 

Вспомнить все: История моей информатики

Предыстория. Безмашинная эра

В августе 1985г я поступил на работу преподавателем физики в Гагаринское педагогическое училище. Однако, директор сразу же сказал, что мне придется вести еще два предмета - технические средства обучения (ТСО) и информатику.
О том, что такое ТСО, я помнил еще из института, ну а сами технческие средства (диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, магнитофоны, проигрыватели, усилители, телевизоры и прочее) были мне хорошо знакомы. Мало того, я любил возиться с такой аппаратурой и постоянно применял ее на уроках физики и математики. Для меня не были секретом ни принцип действия, ни устройство различных ТСО. Я мог часами ковыряться в радиоаппаратуре, ремонтируя и модернизируя ее.
А вот с информатикой все обстояло несколько иначе. Я слышал о том, что с нового учебного года вводится такая новая дисцисциплина, но никак не предполагал, что преподавать ее "доверят" именно мне. Я смутно представлял, что такое "компьютер" и как именно он может являться техническим оснащением данной дисциплины. Дело в том, что, когда я учился в институте, нашим главным вычислительным инструментом была логарифмическая линейка. Все лабораторные работы (можете представить, сколько их было на факультете физики!) мы обсчитывали исключительно с помощью линейки. Я помню, что в самом начале мы даже сдавали специальный зачет по вычислениям с помощью этой линейки. Очень редко нам доверяли поработать на электрических арифмометрах (например, разложение сложного колебания на гармонические составляющие и построение соответсвующих графиков), которые очень сильно напоминали пишущую машинку и шумели в процессе вычислений весьма не слабо. Вспоминаю, как мы с удивлением рассматривали примитивный , но фирменный калькулятор (SHARP или CASIO), который принес кто-то из "обеспеченных" студентов. Калькулятор этот мог выполнять четыре действия, кв. корень и проценты, но это было по тем временам "нечто". Отечественный калькулятор такого типа попал ко мне году в 1979. Он и сейчас цел и все еще работает.
Вычислительный центр для физфака МГПИ только строился. Мы всей группой работали на нем несколько раз на субботниках и воскресниках. Но устанавливать там планировали большую ЭВМ типа БЭСМ-6, а не компьютеры! Слово "компьютер" вообще не звучало в те далекие времена.
Итак, мне предстояло двигать в массы идею поголовной компьютерной грамотности, в то время, как я сам понятия не имел, что за этим скрывается. Не сразу, но постепенно до меня дошло, что не я один такой. Многие наверху тоже имели об этом весьма слабое представление. Однако, до меня довольно быстро дошло, что без этих самых компьютеров внедрение этой самой грамотности теряет всякий смысл. Это ведь не букварь!
ФОРМУЛА: мел и доска + калькулятор = ИНФОРМАТИКА

С 1985г по 1988г я вел информатику, имея в качестве технического оснащения мел, доску, набор таблиц и комплект (учебник + методичка) академика Ершова. Были у меня еще непрограммируемые калькуляторы. Я посетил все курсы по информатике у нас в области. Впервые мне удалось поработать на школьном компьютере YAMAHA. Это было на курсах, которые проводились в Смоленском (тогда еще) пединституте. Помню, что техника, наверное, только поступила и не была еще полностью развернута, сети тоже не было. Что мы могли? Набирали простейшие программы на BASIC'е. Но и это было фантастично! Это был полнейший восторг! Именно тогда я полюбил программирование и ВТ. Именно тогда я понял, что компьютер может делать только то, что прикажет ему человек. Поэтому я никогда не называю компьютер "умной" машиной.
А между тем, в преподавании информатики из-за отсутствия ВТ дело доходило до критинизма. Например, в одном из журналов "Инфо и обр" я вычитал такую рекомендацию: чтобы научиться работать на клавиатуре, надо ее нарисовать, вырезать и наклеить на дощечку. А потом дубасить по клавишам!!! Для тренировки. Ситуация аналогичная той, когда Карыч проиграл в споре с Лосяшем рояль и вынужден был нарисовать клавиатуру:

Вот так обстояли дела с оснащением ВТ учебных заведений!
В одной из школ нашего города появился первый компьютерный класс КУВТ-86 с зашитым в ПЗУ Фокалом. Нас водили туда знакомить с этим чудом вычислительной техники. Имея знакомством BASIC'ом, я сразу же внутренне воспротивился Фокалу, уже тогда полумертвому языку.

Начало машинной эры. I этап

КУВТ-86 в работеКаков же был мой восторг, когда в сентябре 1988г меня вызвал директор и сказал, что мне необходимо ехать в Москву, чтобы получить компьютерный класс! Я привез КУВТ-86, но более свежей модификации, чем описанный ранее: головная машина ДВК-3МШ, рабочие станции БК-001001 с зашитой в ПЗУ "вильнюсской" версией BASICа, очень близкого к MSX, польский матричный принтер D100 (под А4), возможность создания локальной сети. Естественно, сразу возникла куча проблем: зачем там вообще ДВК, как организовать ЛВС, как подключить принтер и заставить его нормально работать, как сохранять программые файлы, что такое ОС РАФОС, как ДВК взаимодействует с остальными компьютерами, где брать дискеты 5,25" (страшный дифицит!)? Неужели к каждому БК придется подключать кассетный магнитофон для записи/чтения файлов?! Я переписывлся с коллегами из многих регионов бывшего СССР, обменивался кассетами с программами, постоянно мотался в Смоленск или Москву, почти сутками пропадал в кабинете. Я установил деловые отношения с барнаульской фирмой "Альтернатива", которая занималась разработкой и сопровождением ПО для учебной ВТ. Благодаря им я понял, что такое нормально работающий и имеющий все необходимое ПО компьютерный класс. Я сам паял разъемы и подключил ко всем БКашникам джойстики. Я сам разобрался и подключил к БК наш отечественный принтер с широкой кареткой (под А3) СМ6337. Я понял, что такое нормальное ПО: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и базы данных и многое другое. У меня был такой набор учебного ПО, какого не было ни в одном учебном заведении города, включая YAMAH'и в средней школе №1 им. Ю.А. Гагарина.

Дальнейшее развитие. II этап

Но время шло, и все чаще и настойчивее стало звучать словосочетание "IBM-совместимая техника". Наш директор умудрился найти средства и приобрести через какой-то местный кооператив персональный компьютер отечественног производства ЕС-1842. Насколько я помню, такие машины делали в Минске, и именно оттуда его привезли. Я взирал на этот ПК как на некую диковинку: системный блок Desktop (тогда я не знал такого названия) с винчестером емкостью 20 Мб (!), цветной монитор ЕGA (если мне не изменяет память, мог отображать 16 цветов!) и уже знакомый мне принтер СМ6337. Даже имелся манипулятор "мышь"! Но самое главное таилось в другом! На этом ПК была установлена одна первых версий MS DOS! К сожалению, не помню номер версии. С этой машины и началось мое знакомство с РС и MS DOS. Это был год, наверное, 1992 или 1993. Машина эта проработала несколько лет и, в конце-концов, мне было приказано ее списать и разобрать. А жаль. Надо было оставить как музейный экспонат. Таким образом, к 1995г я имел представление об MS DOS, соответствующем ПО и том, как с ним работать. Хотя на учебных занятиях я использовал, естественно, КУВТ. Класс я постепенно модернизировал: сделал управление включением/выключением каждого БКашника с единого пульта, подключил по RGB большой цветной телевизор. Мой брат, Александр Аггеевич, сделал коммутатор видеосигнала. Я смог "ПК турбо 286", примерно 1997 выводить на телеэкран изображение с любого компьютера. Кроме того, у меня в кабинете имелся ZX-SPEKTRUM компьютер "Delta" на процессоре Z80, который я также мог, при необходимости, включить и вывести изображение с него на телевизор. Я даже подключил к этому компьютеру небольшой ламповый черно-белый телевизор (не было специального монитора). В один прекрасный день нам прислали компьютер под названием "ПК турбо 286". Аппараты такого типа из забугорных комплектующих делало смоленское производственное объединение "Искра" и, в момент, когда там возникли серьезные проблемы со сбытом продукции, им на помощь пришло народное образование, которое и раскидало неликвидное оборудование по подведомственным заведениям. Мне от этого не стало хуже: я смог еще лучше вникнуть в MS DOS, соответствующее ПО и реально начал знакомиться с архитектурой IBM PC.

Переломный момент. III этап

В смутное время начала 90-х, когда в стране происходило непонятно что, когда все обваливалось и рушилось, наш директор, Кавченков Валерий Никитич, умудрился найти средства на приобретение компьютерного класса на базе IBM PC. И снова я ездил в Москву, грузил, привозил, разгружал и разворачивал новую технику. Класс состоял из рабочего места преподавателя (РМП) на базе 486-го процессора (66 МГц) с отдельной видеокартой и винчестером на 170 Мб и 12-и рабочих мест учащихся (РМУ) на базе 386-го процессора (33 МГц) с мультикартой, без винчестера. Имелся принтер EPSON LX-100 (он до сих пор работает!!). Все компьютеры имели сетевые адаптеры под коаксиальную сеть. Перейти с ПО для КУВТа на ПО для IBM PC для меня не составило особой сложности, т.к. опыт уже имелся. Некоторые сложности поначалу возникли при настройке ЛВС (линия, одноранговая, коаксиальный кабель) под управлением сетевой ОС Lantastik, но и они были преодолены. О, этот Norton Commander! О, этот господин Фигурнов! О, эти файлы и каталоги! Фантастика! Я стал разбираться в ОС и научился ее устанавливать. А ведь были уже счатливчики, которые работали в Windows. С этой дамой меня познакомил один программист. Помню, после кропотливого изучения литературы я умудрился установить на головную машину Windows 3.1 (что-то около 20 дискет 3,5") так, чтобы можно было работать и в MS DOS. Для этого надо было научиться самому создавать файлы config.sys и autoexec.bat. Именно тогда до меня начало наконец доходить, что такое drivers. Пора было запускать Windows for Workgrоups 3.11 по сети. Она упорно отказывалась даже загружаться на РМУ, поскольку там не было винчестеров. Кстати, в это время я попутно учился на курсах ЕШКО (за свой счет, конечно), чтобы освоить хотя бы азы English, ибо везде раньше я изучал Deutsch. Курсы я успешно закончил, практически, без чьей-либо помощи, и они мне хорошо помогли.

Дальнейшее развитие. IV этап

В мире уже бушевали страсти по Windows 95. Я тоже не мог оставаться в стороне от прогресса: выпросил у директора денег и сам повез головную машину (РМП) в Смоленск апгрейдить. В ней заменили практически все: материнскую плату, процессор на PentiumI 100МГц, ОЗУ на 8 Мб, видеокарту с 1 Мб (а раньше стояла с 256 Кб), оставили звуковую карту Soundblaster и винчестер. Это был, наверное, первый и последний раз, когда в своей технике я ковырялся не сам. Все дальнейшие ремонты и модернизации я выполнял самостоятельно. Начать, хотя бы с того, что старый винчестер скоро накрылся, и за новым я поехал в Москву на Савеловский компьютерный рынок. Купил там на выделенные деньги винт для ноутбука 810 Мб со специальным адаптером.
Далее наступает эра господства Windows. Обстоятельства сложились так, что я перепрыгнул с MS DOS на Windows 95. Т.е. к тому моменту, когда назрела необходимость перехода на новую ОС, я уже умел в ней работать и был знаком с MS Office 95.
Мой первый собственноручно собранный РСВ 1999г мне предложили вести курсы пользователей и операторов ЭВМ от местного представительства Торгово-промышленной палаты. Вопросы с моим руководством были улажены, но оставалась одна весьма серьезная проблема - модернизировать все рабочие станции до такого уровня, чтобы на них можно было установить Windows 95 и Office 95. О лицензиях мы тогда не заморачивались. И вот началась эпопея модернизации. Казалось бы, что сложного в том, чтобы вынуть из системников материнские платы, мультикарты, а на их место вставить новые материнки с процессорами и кулерами, новой памятью, новыми видеокартами, старыми сетевыми адаптерами, новыми вичестерами, новыми дисководами 3,5'', все это соединить, запустить, установить ОС, драйвера, офисный пакет и кое-какие дполнительные программки, игрушки (конечно же!) и все! Работай! Не тут-то было.
Во-первых, денег было выделено только на частичную модернизацию. Во-вторых, за всеми запчастями приходилось ездить в Москву на Савеловский и Митинский рынки. В-третьих, модернизировать надо было параллельно с учебным процессом, не исключая боле 2-х компов из работы. В-четвертых. невозможно было купить все совершенно одинаковые комплектующие: материнки, видеокарты, процессоры, модули ОЗУ, винчестеры. В-пятых, сразу же стали возникать проблемы с настройкой рабочих комплектующих. Например, под какие-то COM-порты для мышек приходилось даже перепаивать контакты разъемов. В-шестых, не все комплектующие оказывались рабочими (все-таки, они б/у с рынка), поэтому приходилось ехать опять же в Москву и там их обменивать. В-седьмых, все поездки происходили в выходные дни, а их у нас в неделю - всего один! В-восьмых, параллельно учебным занятиям в вечернее время шли курсы, где надо было учить народ работать в Windows и Office. Сейчас все это кажется мне совершенно невероятным. Особую благодарность за помощь и содействие хочу выразить Петрову Геннадию, который помог мне и словом, и делом в этот ответственный момент.
Все это было. И это уже давным-давно пройденный этап.
Модернизированная техника несла всю учебную нагрузку вплоть до конца 2005г. За это всремя я подготовил на курсах более 400 операторов и пользователей ЭВМ. Когда в процессе работы возникали какие-то неисправности, я устранял их довольно оперативно, если руководство выделяло средства.
Кстати, на этом классе я опробовал топологию "Звезда", новые сетевые адаптеры Dlink 10/100 Мб/с, HUB, витую пару, научился обжимать концы.

Дальнейшее развитие. V этап

Ситуация потребовала перехода на более совершенную технику, когда мы решили готовить преподавателей информатики - в 2005г. Наш новый директор, Ковалёва Наталья Анатольевна, проявила незаурядное упорство и добилась от областного Комитета по образованию, чтобы нам выделили современный компьютерный класс. На этот раз я не ездил и не грузил. Мне его привезли и притащили в кабинет. И снова какая-то детская радость, как будто тебе привезли новую игрушку! Кто-кто, а уж я-то знал, сколько времени, сил и мозгов надо, чтобы эти "игрушки" работали без проблем. Но первоначальный восторг был неизбежен! Комплектация: 1 РМП - на базе одноядерных Athlon 64, 1 Гб ОЗУ, видеокарта PCI-E 512 Мб, винт 200 Гб, беспроводный сетевой адаптер (я никак не мог понять, зачем он один нужен?!); 10 РМУ - на базе одноядерных Athlon 64, 1 Гб ОЗУ, видеокарта интегрирована, винт 200 Гб; все мониторы - LCD: LG Flatron L1919S; кроме того - сетевой принтер Brothers (A4), USB-сканер Canon, мультимедийный проектор EPSON 65E, HUВ Dlink на 16 портов, разъемы RJ-45, провод "витая пара". Все это хозяйство я развернул и настроил в течение зимних каникул, так что мои студенты с начала второго семестра начали работать на новой технике.
Каждый компьютер имел коробочку с дистрибутивом Windows XР. Опять же, к этому времени я уже работал в Windows XР, мог ее устанавливать, мог устанавливать различное ППО, мог работать в Office 2003. Я снова совершил скачок с Windows 98 сразу на Windows XР.
Старые компы в кабинете физики - начало виртуальностиСтарый компьютерный класс я переместил в кабинет физики. Некоторое время первокурсники занимались на этих компах, изучая азы программирования (QBasic). В настоящее время я использую эти компьютеры только для тестирования по физике. Весь старый класс полностью (13 машин) работоспособен. ЛСВ в нем также полнстью функциональна.
Со временем в новый класс были приобретены еще два компьютера: один как РМУ и один как РМП. Еще один компьютер я реанимировал и использую его как файл-сервер. Еще один компьютер остался у меня с прежних времен. Он постоянно подключен к проектору и используется для демонстраций.
Таким образом новый класс имеет: 1 РМП + 12 РМУ + 1 серверРС + 1 демоРС = 15 машин.
Мы работаем со звуком, монтируем видео и даже моделировали в 3ds MAX!
С интерактивной доской получился облом. В 2009г на 65-летие колледжа от областного комитета по образованию нам подарили сертификат на 100 тыс. р. Мы "раскатали губу" на пару интерактивных досок, но когда дело дошло до выделения реальных средств, оказалось, что в бюджет эти деньги не заложены. По этому поводу можно бы порассуждать, но к информатике, которую я в данный момент представляю, это не имеет отношения.
Интернет мы подключали несколько раз. Один раз были вынуждены отказаться от подключения в связи с невозможмостью оплатить услуги (2-3 тыс. р. в месяц - слишком много для нашего заведения). Другой раз, после нескольких месяцев нормальной работы (но с вопросами: куда деньги ушли?), пришлось переподключиться на виртуальную областную сеть (зато бесплатно!), в которой урезан доступ к некоторым ресурсам и ограничена скорость! Иногда эта сеть вообще зависает и нельзя загрузить даже сайты. Короче, использовать ее можно пока только в ознакомительных или демонстрационных целях. Интересно, что обласное руководство по образованию иногда шлет такие директивы, как будто мы имеем свободный доступ и высокоскоростной DSL-канал. Я так полагаю, что они там отрапортовали наверх, что, мол, Интернет подключен. Не будет же наш преизидент вникать, какой Интернет в разных образовательных учреждениях имеет место быть!

Сегодня

Настала эра лицензионного ПО. У меня установлены Windows XP и Office 2003 лицензионные, а также Касперский 2010, Windows SERVER 2008 и Касперский сетевой. Все остальное - СПО. Я, например, почти полностью установил пакет FreeWin. Этого сейчас оказывается вполне достаточно, поскольку с введением новых стандартов учебная программа упростилась и в ней совершенноне не осталось места, например, программированию, которое мне так нравилось. Крен сделан в сторону прикладного ПО и коммуникаций. Причем, в примерной программе ФИРО подразумевается использование такого ПО, денег на которое наше заведение найдет не скоро. Да и доступ в интернет должен быть 100 Мб/с. Но нам не привыкать, когда наверху выдают желаемое за действительное, а виртуальное - за реальное! Интернет стал работать несколько надежнее и быстрее. Я сам тяну и понемногу расширяю сеть в другие кабинеты нашего колледжа. Интерактивную доску я установил в кабинете математики и методики преподавания. Настойка оказалась не сложной, но несколько продолжительной. Теперь с ней будут работать будущие учителя начальных классов.
Кабинет физики перестал существовать. Все занятия по физике я провожу в кабинете информатики. Старый компьютерный класс сдан на склад завхозу. Наверное, придется его хранить там вечно, поскольку списать такую рухлядь в нашей идиотской системе весьма проблематично. Пусть хлам пылится и ржавеет, но числится в наличии! У меня есть музейные экспонаты такого типа.

Hosted by uCoz