| Вспомнить все: История моей информатики
В августе 1985г я поступил на работу преподавателем физики в Гагаринское педагогическое училище. Однако, директор сразу же сказал, что мне придется вести еще два предмета - технические средства обучения (ТСО) и информатику. С 1985г по 1988г я вел информатику, имея в качестве технического оснащения мел, доску, набор таблиц и комплект (учебник + методичка) академика Ершова. Были у меня еще непрограммируемые калькуляторы. Я посетил все курсы по информатике у нас в области. Впервые мне удалось поработать на школьном компьютере YAMAHA. Это было на курсах, которые проводились в Смоленском (тогда еще) пединституте. Помню, что техника, наверное, только поступила и не была еще полностью развернута, сети тоже не было. Что мы могли? Набирали простейшие программы на BASIC'е. Но и это было фантастично! Это был полнейший восторг! Именно тогда я полюбил программирование и ВТ. Именно тогда я понял, что компьютер может делать только то, что прикажет ему человек. Поэтому я никогда не называю компьютер "умной" машиной. Вот так обстояли дела с оснащением ВТ учебных заведений!
Каков же был мой восторг, когда в сентябре 1988г меня вызвал директор и сказал, что мне необходимо ехать в Москву, чтобы получить компьютерный класс! Я привез КУВТ-86, но более свежей модификации, чем описанный ранее: головная машина ДВК-3МШ, рабочие станции БК-001001 с зашитой в ПЗУ "вильнюсской" версией BASICа, очень близкого к MSX, польский матричный принтер D100 (под А4), возможность создания локальной сети. Естественно, сразу возникла куча проблем: зачем там вообще ДВК, как организовать ЛВС, как подключить принтер и заставить его нормально работать, как сохранять программые файлы, что такое ОС РАФОС, как ДВК взаимодействует с остальными компьютерами, где брать дискеты 5,25" (страшный дифицит!)? Неужели к каждому БК придется подключать кассетный магнитофон для записи/чтения файлов?! Я переписывлся с коллегами из многих регионов бывшего СССР, обменивался кассетами с программами, постоянно мотался в Смоленск или Москву, почти сутками пропадал в кабинете. Я установил деловые отношения с барнаульской фирмой "Альтернатива", которая занималась разработкой и сопровождением ПО для учебной ВТ. Благодаря им я понял, что такое нормально работающий и имеющий все необходимое ПО компьютерный класс. Я сам паял разъемы и подключил ко всем БКашникам джойстики. Я сам разобрался и подключил к БК наш отечественный принтер с широкой кареткой (под А3) СМ6337. Я понял, что такое нормальное ПО: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и базы данных и многое другое. У меня был такой набор учебного ПО, какого не было ни в одном учебном заведении города, включая YAMAH'и в средней школе №1 им. Ю.А. Гагарина.
Но время шло, и все чаще и настойчивее стало звучать словосочетание "IBM-совместимая техника". Наш директор умудрился найти средства и приобрести через какой-то местный кооператив персональный компьютер отечественног производства ЕС-1842. Насколько я помню, такие машины делали в Минске, и именно оттуда его привезли. Я взирал на этот ПК как на некую диковинку: системный блок Desktop (тогда я не знал такого названия) с винчестером емкостью 20 Мб (!), цветной монитор ЕGA (если мне не изменяет память, мог отображать 16 цветов!) и уже знакомый мне принтер СМ6337. Даже имелся манипулятор "мышь"! Но самое главное таилось в другом! На этом ПК была установлена одна первых версий MS DOS! К сожалению, не помню номер версии. С этой машины и началось мое знакомство с РС и MS DOS. Это был год, наверное, 1992 или 1993. Машина эта проработала несколько лет и, в конце-концов, мне было приказано ее списать и разобрать. А жаль. Надо было оставить как музейный экспонат. Таким образом, к 1995г я имел представление об MS DOS, соответствующем ПО и том, как с ним работать. Хотя на учебных занятиях я использовал, естественно, КУВТ. Класс я постепенно модернизировал: сделал управление включением/выключением каждого БКашника с единого пульта, подключил по RGB большой цветной телевизор. Мой брат, Александр Аггеевич, сделал коммутатор видеосигнала. Я смог выводить на телеэкран изображение с любого компьютера. Кроме того, у меня в кабинете имелся ZX-SPEKTRUM компьютер "Delta" на процессоре Z80, который я также мог, при необходимости, включить и вывести изображение с него на телевизор. Я даже подключил к этому компьютеру небольшой ламповый черно-белый телевизор (не было специального монитора). В один прекрасный день нам прислали компьютер под названием "ПК турбо 286". Аппараты такого типа из забугорных комплектующих делало смоленское производственное объединение "Искра" и, в момент, когда там возникли серьезные проблемы со сбытом продукции, им на помощь пришло народное образование, которое и раскидало неликвидное оборудование по подведомственным заведениям. Мне от этого не стало хуже: я смог еще лучше вникнуть в MS DOS, соответствующее ПО и реально начал знакомиться с архитектурой IBM PC.
В смутное время начала 90-х, когда в стране происходило непонятно что, когда все обваливалось и рушилось, наш директор, Кавченков Валерий Никитич, умудрился найти средства на приобретение компьютерного класса на базе IBM PC. И снова я ездил в Москву, грузил, привозил, разгружал и разворачивал новую технику. Класс состоял из рабочего места преподавателя (РМП) на базе 486-го процессора (66 МГц) с отдельной видеокартой и винчестером на 170 Мб и 12-и рабочих мест учащихся (РМУ) на базе 386-го процессора (33 МГц) с мультикартой, без винчестера. Имелся принтер EPSON LX-100 (он до сих пор работает!!). Все компьютеры имели сетевые адаптеры под коаксиальную сеть. Перейти с ПО для КУВТа на ПО для IBM PC для меня не составило особой сложности, т.к. опыт уже имелся. Некоторые сложности поначалу возникли при настройке ЛВС (линия, одноранговая, коаксиальный кабель) под управлением сетевой ОС Lantastik, но и они были преодолены. О, этот Norton Commander! О, этот господин Фигурнов! О, эти файлы и каталоги! Фантастика! Я стал разбираться в ОС и научился ее устанавливать. А ведь были уже счатливчики, которые работали в Windows. С этой дамой меня познакомил один программист. Помню, после кропотливого изучения литературы я умудрился установить на головную машину Windows 3.1 (что-то около 20 дискет 3,5") так, чтобы можно было работать и в MS DOS. Для этого надо было научиться самому создавать файлы config.sys и autoexec.bat. Именно тогда до меня начало наконец доходить, что такое drivers. Пора было запускать Windows for Workgrоups 3.11 по сети. Она упорно отказывалась даже загружаться на РМУ, поскольку там не было винчестеров. Кстати, в это время я попутно учился на курсах ЕШКО (за свой счет, конечно), чтобы освоить хотя бы азы English, ибо везде раньше я изучал Deutsch. Курсы я успешно закончил, практически, без чьей-либо помощи, и они мне хорошо помогли.
В мире уже бушевали страсти по Windows 95. Я тоже не мог оставаться в стороне от прогресса: выпросил у директора денег и сам повез головную машину (РМП) в Смоленск апгрейдить. В ней заменили практически все: материнскую плату, процессор на PentiumI 100МГц, ОЗУ на 8 Мб, видеокарту с 1 Мб (а раньше стояла с 256 Кб), оставили звуковую карту Soundblaster и винчестер. Это был, наверное, первый и последний раз, когда в своей технике я ковырялся не сам. Все дальнейшие ремонты и модернизации я выполнял самостоятельно. Начать, хотя бы с того, что старый винчестер скоро накрылся, и за новым я поехал в Москву на Савеловский компьютерный рынок. Купил там на выделенные деньги винт для ноутбука 810 Мб со специальным адаптером.
Ситуация потребовала перехода на более совершенную технику, когда мы решили готовить преподавателей информатики - в 2005г. Наш новый директор, Ковалёва Наталья Анатольевна, проявила незаурядное упорство и добилась от областного Комитета по образованию, чтобы нам выделили современный компьютерный класс. На этот раз я не ездил и не грузил. Мне его привезли и притащили в кабинет. И снова какая-то детская радость, как будто тебе привезли новую игрушку! Кто-кто, а уж я-то знал, сколько времени, сил и мозгов надо, чтобы эти "игрушки" работали без проблем. Но первоначальный восторг был неизбежен! Комплектация: 1 РМП - на базе одноядерных Athlon 64, 1 Гб ОЗУ, видеокарта PCI-E 512 Мб, винт 200 Гб, беспроводный сетевой адаптер (я никак не мог понять, зачем он один нужен?!); 10 РМУ - на базе одноядерных Athlon 64, 1 Гб ОЗУ, видеокарта интегрирована, винт 200 Гб; все мониторы - LCD: LG Flatron L1919S; кроме того - сетевой принтер Brothers (A4), USB-сканер Canon, мультимедийный проектор EPSON 65E, HUВ Dlink на 16 портов, разъемы RJ-45, провод "витая пара". Все это хозяйство я развернул и настроил в течение зимних каникул, так что мои студенты с начала второго семестра начали работать на новой технике.
Настала эра лицензионного ПО. У меня установлены Windows XP и Office 2003 лицензионные, а также Касперский 2010, Windows SERVER 2008 и Касперский сетевой. Все остальное - СПО. Я, например, почти полностью установил пакет FreeWin. Этого сейчас оказывается вполне достаточно, поскольку с введением новых стандартов учебная программа упростилась и в ней совершенноне не осталось места, например, программированию, которое мне так нравилось. Крен сделан в сторону прикладного ПО и коммуникаций. Причем, в примерной программе ФИРО подразумевается использование такого ПО, денег на которое наше заведение найдет не скоро. Да и доступ в интернет должен быть 100 Мб/с. Но нам не привыкать, когда наверху выдают желаемое за действительное, а виртуальное - за реальное! Интернет стал работать несколько надежнее и быстрее. Я сам тяну и понемногу расширяю сеть в другие кабинеты нашего колледжа. Интерактивную доску я установил в кабинете математики и методики преподавания. Настойка оказалась не сложной, но несколько продолжительной. Теперь с ней будут работать будущие учителя начальных классов. |